Зреет кризис в машиностроении

Источник информации: http://openbiz.com.ua
 

В среду, 15 октября, Госкомстатистики опубликовал позитивный отчет о 9 месяцах работы машиностроительных предприятий в 2008 году. По отчету получается, что объем экспорта отдельных видов машиностроительной продукции за 2008 год увеличился на 20-50%. А в Минпромполитики за 9 месяцев текущего года зафиксировали рост промышленного производства в размере 5,1%, сельскохозяйственного – 15,9%. "Эти показатели указывают на то, что существующие негативные тенденции в отдельных секторах украинской экономики не являются настолько угрожающими", - заявил 15 октября министр промышленной политики Украины Богдан Данилишин.


Однако эксперты государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков "Госвнешинформ" придерживаются другого мнения. "Рост производства начался в 2006 году, когда на украинском финансовом рынке стали появляться западные компании. В начале 2008 года независимые аналитики прогнозировали повышение спроса, в частности, на некоторые виды бытовой техники и производственное оборудование. На протяжении последних двух лет многие машиностроители взяли крупные кредиты для увеличения производства, но в октябре 2008-го спрос на машиностроительную продукцию резко упал. Сейчас если и есть заказы, то только те, которые были оговорены несколькими месяцами ранее, - сообщил эксперт "Госвнешинформа" Артур Полищук. - Есть данные Госкомстата, а есть коммерческая информация, которую предприятия не заинтересованы разглашать".

По неофициальной информации, большая часть продаж внутри страны зависит от того, насколько хорошо на предприятии налажена система "откатов". Или от того, как долго сотрудничают украинские производители и их потребители — у нас или же за рубежом. Свежее сообщение о новом контракте между АО “Азовмаш” и польским меткомбинатом Dunaferr — еще одно подтверждение тому. Сотрудничество это длится с конца 90-х годов, и речь идет о поставке комплекта засыпного аппарата.

В "Госвнешинформе" обмолвились, что трудности с заказами есть на донецком заводе "Норд", который производит холодильники. И что сложности возникли, преимущественно по причине невозможности возврата кредита, который брали для увеличения объемов производства.

В Индустриальной группе УПЭК считают, что следующие (после металлургов) на очереди — предприятия машиностроения. Руководитель УПЭК Анатолий Гиршфельд отметил, что сегодня кредитование потребителей автомобильной и сельскохозяйственной техники в Украине практически отсутствует - из-за низкой ликвидности банковской системы, быстро растущих ставок по кредитам и падения платежеспособности населения.

Самое страшное для производителя — это потерять рынок сбыта. В начале сентября в прессе появились сообщения о том, что российские заказчики украинской машиностроительной продукции от подписания контрактов отказываются.

Пример тому — Харьковский тракторный завод, стратегическим партнером которого с февраля 2007 года является машиностроительная группа “ГАЗ”, подконтрольная российскому предпринимателю Олегу Дерипаске. Сегодня пресс-служба завода сообщила, что объем производства будет сокращен, равно как и длительность рабочей недели.

Но сокращение рабочих мест началось с металлургических предприятий. По словам директора Федерации работодателей Украины  Владимира Грищенко, на некоторых ввели четырехдневную рабочую неделю несколько недель назад. “В Украине приостановлена работа всех 18 доменных печей. На каждой работает несколько сотен человек”, - сказал он.

Предпосылки же для управленческого решения по сокращению производства появились в сентябре. Цепочка неприятностей для машиностроителей выглядит примерно так: дефицит провольственного зерна, отсутствие кредитных средств и нежелание банков их выдавать, снижение спроса на технику.

На прибыльность машиностроительной отрасли, в первую очередь, влияет ценовая ситуация на рынках стран-партнеров. Для Украины это, в частности, Россия, где сейчас полностью заморожено строительство и не выдаются кредиты.

Но российские микро- и макроэкономические показатели прямо повлияют на производителей энергетического оборудования в Украине, считает руководитель аналитического отдела управляющей компании "Аврора" Вадим Янковский. По его словам, возможны убытки у Сумского НПО им. Фрунзе, Сумского завода "Насосэнергомаш", ОАО "Турбоатом" и ряд других предприятий.

Отечественные производители вагонов (Мариупольский завод тяжелого машиностроения, Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы и др.) пострадают в меньшей степени, считает В. Янковский: "Хотя мы не исключаем незначительного сокращения объемов поставок в Россию и у этих предприятий".


Все неудачи в машиностроительной отрасли можно объяснить мировым кризисом. Но на промышленных рынках Украины существуют такие проблемы, с которыми может совладать только украинское правительство.

Есть мнение, что как только выровняются цены на металл и энергоносители, отечественным машиностроителям станет легче. Для этого нужно, чтобы цена на сырьевой кокс снизилась до $250-300 (сейчас в пределах $600). На протяжении 2007 года коксовые расценки повышались, поскольку владельцы шахт спешили заработать на ажиотажном спросе на это сырье.

Заминистра промышленной политики Сергей Грищенко заявлял, что ввиду искуственного удорожания сырья для металлургов за два года цены на металл "учетверились". В августе рентабельность предприятий из-за снижения объемов производства упала с 25-30% до 7-10%.


Но 14 октября Кабмин продемонстрировал, что можно вернуть металлургам и доступные расценки на энергоносители, и снижение цены на грузоперевозки. Премьер-министр рекомендовала Минтопэнерго, Минуглепрому, НКРЭ, Минпромполитики и Минэкономики объявить мораторий на повышение цен до конца 2008 года. Так, в частности, расценки на электроэнергию и кокс больше повышаться не должны.

Однако первый заместитель министра угольной промышленности Александр Францишко предположил, что в следующем году (даже при правительственных льготах для предприятий) энергоресурсы снова подорожают. И сослался на результаты газовых переговоров между Россией и Украиной.

Одним словом, сегодняшние обещания украинского правительства о том, что доля украинской машиностроительной отрасли в ВВП с 12% дорастет до 30%, звучат несерьезно.

Эксперты считают, что стабилизацию ситуации на рынках Украины нужно с наведения порядка в финансовой сфере. Иначе станет худо вдвойне: возможен обвал украинской финансовой системы и рецессия в промышленном секторе.

А охлаждение в промышленности создает предпосылки для “умеренного снижения уровня жесткости монетарной политики” - заявил руководитель группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерий Литвицкий. Иначе в результате начнутся сложности с выпуском новых купюр, будет невозможно контролировтаь массу денег в денежном секторе и проводить операции на открытом рынке.

“Что может помочь? Поддержка ликвидности инструментами рефинансирования банков. Умеренная либерализация резервных требований — включение кассы и ценных бумаг в расчеты норматива резервных требований. Подавление девальвационных ожиданий через сближение рыночного курса и официального”, — считает руководитель группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерий Литвицкий.

И хорошо, если для стабилизации финансового сектора найдутся инвестиции. Вот в России, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рассматривает возможность открытия кредитной линии на сумму до $300 млн. Доступ к деньгам получат 4-5 частных российских банков.  Эти средства в дальнейшем предоставят промышленным производителям, в частности, машиностроительным предприятиям, на реализацию проектов в области энергоэффективности.

Но украинские машиностроительные предприятия пока что не входят в перечень интересов. "Предприятие, в которое мы могли бы инвестировать свои средства, должно отвечать ряду наших требований, - сообщил ведущий советник ЕБРР Антон Усов. - Производство должно иметь финансовые запасы, предоставить данные аудита за последние два года; показать четкий инвестиционный план, а сотрудники должны продемонстрировать высокий уровень технических знаний. Кроме того, должна хорошо работать служба маркетинга и топ-менеджеры должны быть готовы инвестировать собственные средства предприятия. И, пожалуй, основное: корпоративная этика, в рамках которой предприятие ведет свой бизнес легально, а отчетность - понятна и прозрачна".

Видимо, остается ждать эффекта от снижения цен на сырье и энергоресурсы, как и рекомендовал промышленникам Кабмин. И надеяться, что инвесторы рискнут вложить деньги в машиностроение, которое уже останавливается.