Так почему возить инструмент из Китая выгоднее, чем производить его в России?

Источник информации: http://mashportal.ru
 Совладелец выставочного центра "Экспо-Волга", бывший руководитель Национального торгового банка Валерий Лотин давно сосредоточил свои интересы в Москве. В качестве председателя совета директоров и совладельца компании "Интерскол" он занимается развитием бизнеса крупнейшего игрока на российском рынке инструментов. Как выглядит сегодня его бизнес? Какие задачи стоят перед "Интерсколом" и как они решаются? Об этом и о многом другом Лотин рассказал в интервью "СО".

- Как давно вы работаете в "Интерсколе"? С чем связан ваш приход в эту компанию?

- Эта компания как производственная, а не торговая ("Интерскол" начинал с торговли импортными инструментами. - Прим. "СО"), была создана четырьмя партнерами. Трое из нас - выходцы из Куйбышевского авиационного института, с одного курса, мы партнеры и совладельцы бизнеса.
- Известно, что после смены собственников Национального торгового банка, президентом которого вы являлись, вы перешли работать в Москву, в концерн "Энергомаш". Как в дальнейшем складывалась ваша карьера?

- Из компании "Энергомаш" я перешел работать в Российскую академию государственной службы при президенте России. Я проработал там почти полтора года заместителем проректора по науке и начальником управления по подведомственным образовательным учреждениям. Сейчас я работаю на кафедре общего и специального менеджмента профессором. Я преподаю, за последние 2 года у меня защищались аспиранты. Моя трудовая книжка находится в РАГС.

- Каковы сегодня ваши бизнес-активы?

- Бизнес-проектов много. Один из основных, помимо "Интерскола", - "Деловой центр "Экспо-Волга", непростой проект, которому я, к сожалению, не уделяю много времени. Надеюсь, что буду уделять больше, тем более что наши английские партнеры, компания ExpoMedia Group, проявили заинтересованность в расширении выставочного центра, считая Самарскую область перспективной. Мы будем позиционировать "Экспо-Волгу" не только как выставочный, но и как многопрофильный деловой центр, чтобы увеличить время эксплуатации. Сейчас 120 дней в году занимают выставки, а все остальное время по остаточному принципу используется под разные мероприятия. Я считаю, что это неправильно. Мы позиционируем "Экспо-Волгу" именно как многопрофильный бизнес-центр. Это делается, чтобы реализовать для участников рынка те возможности, которые мы заложили при проектировании и строительстве. Сейчас мы используем эти возможности процентов на 30. Что касается "Интерскола", где я являюсь одним из учредителей, то кроме него есть и другие проекты. Я увлекающаяся натура.

- Как "Интерскол" пришел на Быковский завод, который стал основной производственной базой компании?

- Быковский электроинструментальный создан на основе имущественного комплекса Быковского опытного завода "Логика", который входил в состав Министерства угольной промышленности и в интересах этого министерства выпускал во времена СССР какие-то платы и схемы. Он прошел приватизацию, площади сдавались в аренду под столярный цех, оконное производство, где-то по-прежнему производили платы. В общем, его постигла участь большинства советских заводов. Так продолжалось до тех пор, пока туда не пришел "Интерскол". Собственники предприятия понимали, что владеют ликвидными активами, но что с ними делать, толком не знали. При этом они были вполне здравомыслящими и состоятельными людьми, не последний кусок хлеба доедали и держали предприятие в более-менее приемлемом состоянии. Хотя местами завод представлял собой очень печальное зрелище.

Исторически "Интерскол" базируется в Химках, где находится ВНИИСМИ (Институт механизированного инструмента. - Прим. "СО"). Мы планировали развитие собственного производства именно в этом районе. 4 года назад создали сборочный цех прямо в здании ВНИИСМИ, он занимал около полутора тысяч кв. м. Так мы обкатали производство, и за год работы потребность в площадях и оборудовании увеличилась в 10 раз. Мы обратились к руководству НПО "Энергомаш", где я работал, с предложением создать совместное производство, тем более что избыточных площадей на "Энергомаше", наверное, 200 тысяч кв. м. К сожалению, на таких крупных предприятиях, где нет однозначного собственника, решения принимаются долго. Нам не удалось договориться, и мы ушли в Раменский район. В партнерстве с акционерами Быковского опытно-экспериментального завода создали Быковский электроинструментальный завод.

С 1992 года "Интерскол" импортировал электроинструмент, до 1998 года это было выгодно. При этом мы пытались проанализировать, почему выгоднее возить из Китая, а не собирать продукцию в России, хотя у нас электроэнергия тогда была дешевле в три раза, а металл в пять раз. Дороже обходилась разве что рабочая сила, но для нашей отрасли это несущественно. По логике вещей все должно было складываться по законам экономической целесообразности. При этом риски - транспортировки, таможня, время от заказа до получения продукции и финансирование, которое не одномоментно, но распределено по времени - все должно было работать на нас. Такая экономика выглядит привлекательнее, чем экономика внешнеторговых операций, когда приходится замораживать средства, брать на себя курсовые риски и риски потери темпов в связи с работой таможни.

У нас были опыт, наработки, техническая документация и, главное, костяк инженерных кадров. Так мы создали в Быково завод полного цикла по производству электроинструментов. В Быково делаются двигатель, редуктор. Все остальное собираем из комплектующих и узлов, произведенных по всему миру. Работаем и с мировыми брэндами. Например, Sparky group делает для нас практически все узлы одной дрели, двух перфораторов, которые успешно продаются. Им это дает увеличение загрузки оборудования, нам - расширение линейки продукции. Сегодня "Интерскол" хорошо интегрирован в мировую экономику.

- Как строится система сбыта? Каковы перспективы развития рынка российского электроинструмента?

- Год назад мы приняли решение о формировании своих представительств в наиболее значимых регионах. Первым появилось представительство в Самаре. Возглавляет его Алексей Ленько, в прошлом заместитель начальника Самарской таможни. "Интерскол" очень большое внимание уделяет именно региональному продвижению. У нас уже более 200 региональных дилеров, но до недавнего времени были регионы и города-миллионники, в которых наших представительств не было и не было наших товаров. Плохая представленность до прошлого года была, например, в Нижнем Новгороде. В Самаре тоже ситуация складывалась не лучшим образом. Но мы провели профессиональное исследование рынка, привлекли консультантов и прошли достаточно далеко, превратившись в крупнейшую в России компанию по производству и реализации электроинструмента.

По итогам 2004 года "Интерскол" контролирует 10% всего рынка. До недавнего времени мы практически не работали с СНГ, хотя наша продукция присутствовала на рынках Украины, Белоруссии и Казахстана, попадала туда какими-то окольными путями. Сейчас у нас прямой контракт с украинским дилером, который существенно увеличил продажи. Планы у нас обширные, но технологического, управленческого и организационного ресурса не хватает. В пик сезона мы собирали до 90 тыс. единиц инструмента в месяц, но потенциал завода намного больше.

- Зачем "Интерсколу" завод в Латвии?

- В феврале 2005 года "Интерскол" купил завод в Даугавпилсе, который еще во времена Советского Союза специализировался на ударно-вращательных инструментах, был единственным в своем роде.

В 98-м завод обанкротили, в 99-м латыши попытались его восстановить, и это им в принципе удалось, но завод оставался убыточным. Он угасал, и на наше предложение купить его собственники охотно согласились. Площадка в Даугавпилсе для нас избыточна, и мы пытаемся договориться с партнерами - концернами Sparky GMBH и "Макита" - о совместном ее использовании. Сейчас мы реструктурировали производство, изменили номенклатуру, и завод перестал быть убыточным. На нем мы выпускаем тяжелые молотки и перфораторы. В ближайшее время мы намерены интегрировать предприятие в систему кооперативных поставок. За счет этого снизится себестоимость и вырастет конкурентоспособность продукции, рассчитанной не только на российский рынок

- Кто в настоящий момент является вашим основным конкурентом?

- Латвийская компания REBIR, она предлагает практически идентичный нашему ассортимент, располагает известным брэндом. Раньше этот завод производил электроинструмент на весь СССР, используя разработки ВНИИСМИ. Другой конкурент - и в то же время партнер - Sparky group, они стоят чуть выше нас в ценовой нише. На этом рынке очень цивилизованная конкуренция. Конечно, сегодня для всех нас самую большую угрозу представляет китайский производитель. В России становится невыгодно производить что бы то ни было. За последние несколько лет качество китайской продукции серьезно выросло. Практически все мировые брэнды в нашей отрасли до 70% продукции производят в Китае, не только на своих заводах, но и заказывают, при этом практически все ощущают на себе пресс производителей из Юго-Восточной Азии. Я совсем недавно прилетел из Пекина. Их подход и их плановая экономика меня впечатлили.