ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИТО

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации к настоящему времени сама превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.

В настоящее время 80% трубопроводов тепловых сетей России превысили срок безаварийной службы, более 30% находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта. Утечки и неучтенные расходы воды в системах теплоснабжения составляют в среднем по России 15-20% от всей подачи воды в год, а тепловые потери достигают 50%. 

Основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства следует считать:

 

  1. хронический дефицит финансирования;
  2. высокую затратность производства услуг (технического обслуживания);
  3. критический износ эксплуатируемых инженерных сетей;
  4. отсутствие эффективных механизмов поддержки принятия управленческих решений, что снижает эффективность управления.

Одним из способов решения описанных выше проблем является реализации целевых программ по созданию максимально надежной системы транспортировки и распределения тепловой энергии, снижение уровня аварийности и обновление инфраструктуры.

Наиболее эффективным механизмом реализации таких программ является организации центральных диспетчерских пунктов. Одной из главных задач, которая ставится перед центральными диспетчерскими пунктами, является организация постоянного и системного мониторинга работы муниципальных сетей инженерно-технического обеспечения (СИТО), с целью создания единой информационной базы текущего состояния инженерно-технических сетей. Такая информационная база обеспечит поддержку принятия эффективных управленческих решений в динамически развивающихся условиях.

САПР Лабораторией была предложена методика оценки надежности объектов СИТО, которая позволяет научно-обоснованно подойти к составлению регламента работ капитального ремонта и обслуживания инженерных сетей и коммуникаций, тем самым повысить их эффективность, за счет своевременного предупреждения аварий.

В основу методики положен показатель нормированной относительной надежности объектов, рассчитанный для отдельных объектов муниципальных СИТО методом шкалирования.

 Методика оценки была апробирована на СИТО г. Ижевска, в качестве основных объектов мониторинга были взяты центральные тепловые пункты (ЦТП). 

Анализ нормированных относительных показателей ЦТП г. Ижевска позволил сделать следующие выводы:

  1. Средний нормированный относительный показатель надежности ЦТП г.Ижевска составляет 0,402. По качественной шкале критериальных свойств Харрингтона показатель надежности ЦТП г.Ижевска можно охарактеризовать как «средний»;
  2. 41% исследуемых ЦТП обладают «высоким» и «очень высоким» нормированным относительным показателем надежности;
  3. 50% — «средним»; «очень низкой» и «низкой» надежностью обладают 5% и 4% исследуемых ЦТП г. Ижевска соответственно

Проведенный таким образом расчет нормированного относительного показателя надежности ЦТП позволил построить гистограмму надежности. Представленная гистограмма позволяет визуально оценить относительное состояние всех рассмотренных ЦТП и выделить группу «максимального риска»

Также следует отметить, что разработанная методика оценки надежности объектов в СИТО  позволяют решать большой объем сопутствующих задач, в частности:

  1. Обоснование состава и количества персонала обслуживающего персонала центрального диспетчерского пункта СИТО;
  2. Выбор и распределение зон ответственности аварийных бригад;
  3. Расчет количества и состава аварийных бригад;
  4. Контроль качества выполняемых ремонтно-обслуживающих работ;
  5. Разработка планов ремонтно-предупредительных работ;
  6. Обоснованное формирование статей затрат на эксплуатацию, ремонт и обслуживание бюджета муниципальных организации.

На основе разработанной методики создана автоматизированная подсистема оценки и мониторинга надежности объектов муниципального теплоснабжения. В автоматизированной подсистеме использованы методики оценки надежности на основе коэффициента готовности, а также оценки нормированного относительного показателя надежности, методики расчета количества персонала ЦДП, методика оценки показателя маневренности и расчета количества аварийно-ремонтных бригад и обоснования титула капитального ремонта объектов ГВС на основе оценки их надежности.

 

Автоматизированная подсистема оценки и мониторинга показателя надежности муниципального теплоснабжения может функционировать как самостоятельная подсистема, как и в качестве расчетного модуля систем более высокого уровня. Таким образом, созданная автоматизированная подсистема представляется открытой системой, позволяющей сделать очередной шаг в направлении решения ряда задач автоматизации муниципальной системы транспортировки и распределения энергии, в частности, определение резервов и путей повышения эффективности функционирования и непрерывного ее совершенствования.